Подходят ли зонды Aquaread для контроля осадков балластных вод?
В последние годы большую актуальность в морском судоходстве приобрёл контроль осадков балластных вод. Пользователи гидрохимического оборудования Aquaread наверняка задаются вопросом: а можно ли использовать аквазонды данного производителя для решения названной задачи? Давайте попробуем найти ответ.
Контроль осадков балластных вод: основные понятия
Слово "балласт" имеет несколько смыслов (как прямых, так и переносных), относящихся к разным областям жизнедеятельности человека. Однако основным значением считается касающееся транспортных средств, из всех видов которых нас интересуют только надводные. В широком смысле балласт – это некий груз, размещаемый на судах для обеспечения и поддержания его определённых эксплуатационных качеств (таких как осадка, остойчивость, устойчивость и прочие).
Если не брать в расчёт совокупный вес экипажа корабля или так называемый "живой балласт", судовой бывает двух видов: твёрдый и жидкий.
Твёрдый балласт в современности почти перестал использоваться. В настоящее время он сохраняется, в основном, на малых плавсредствах: парусных лодках, катерах, вёсельных шлюпках и так далее. Традиционно (в прошлые эпохи) он представлял собой камни или песок, которыми наполняли трюмы, или которые просто подвешивали в мешках к бортам корабля. В нашем веке используют материалы высокой плотности (бетон, свинец, железо) непосредственно для изготовления киля яхт, однако это существенно увеличивает вес судна и, соответственно, снижает его быстроходность.
Самым популярным видом балласта на нынешний день является жидкий, и именно он сам, а также его осадки требуют неусыпного контроля. Вода закачивается в балластные танки, встроенные в конструкцию почти любого современного корабля, в том случае, если судно выходит в рейс порожним, то есть без груза. В порту, где на борт будет принят груз, происходит слив балластных вод… Раньше это действие совершалось бесконтрольно, однако в XX веке стало ясно, что это несёт экологическую опасность для природы и даже жизни человека в местах сброса жидкого балласта – из-за загрязнённости нефтепродуктами, гидрохимического состава самой сливаемой воды, а также образовавшихся в ней осадков.
Что это за осадки, которые нужно проверять вместе с контролем самих балластных вод? В природных жидких составах всегда содержатся твёрдые частицы. Именно они оседают на стенках резервуаров жидкого балласта и, будучи чуждыми, несут угрозу для водных экосистем портов назначения международного плавания. И не только частицы: основную опасность представляют растения и организмы – планктон, яйца, личинки, а также бактерии и вирусы!
Таким образом, контроль осадков балластных вод – это насущная необходимость нашей реальности, призванная защитить здоровье людей, популяции всех представителей фауны и нормальное состояние флоры от угроз инвазивных видов, могущих проникнуть к нам из других регионов планеты.
Зачем осуществлять контроль осадков балластных вод?
Защита окружающей среды – это хорошо, но лично тратиться на неё не хочется. Так рассуждают многие, и удивляться этому не стоит. Так уж устроены люди, что пока нас законодательно не подтолкнут к следованию определённым правилам, сами мы вряд ли за это возьмёмся…
Ещё не так давно нормативов по контролю осадков балластных вод не существовало, и, соответственно, невозможно было никого наказать за их нарушение. Хотя тема опасности переноса чужеродных видов из одной водной экосистемы в другую была поднята в научном сообществе впервые ещё в 1903 году, потребовался почти век на то, чтобы найти для этой проблемы решение.
В 2004 году Международной морской организацией (International Maritime Organization или IMO) была принята Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (Convention Ballast Water Management), также известная как Конвенция BWM. Для вступления этого морского договора в силу требовались определённые условия, полностью выполненные только к 8 сентября 2017 года. С этого момента Конвенция начала действовать для судов всех поддержавших её государств.
Международная конвенция BWM предъявляет к морским судам ряд требований, одним из которых (по стандарту D2) является наличие на борту систем очистки для контроля балластных вод и их осадков. К восьмому сентября 2024 года все суда должны, завершив переоборудование, быть приведены в соответствие этому стандарту. Несоблюдение требований Конвенции карается серьёзными штрафами.
Можно сделать вывод, что если в нулевые годы XXI века можно было ещё особо не волноваться о гидрохимическом составе сбрасываемого жидкого балласта, а в 10-е – неторопливо присматриваться к новым нормам и только начитать искать соответствующее им оборудование, то сейчас время уже поджимает. Остались считанные месяцы до того, как морской договор заработает в полную силу, а контроль осадков балластных вод будет осуществляться постоянно и повсеместно, требуя к себе первостепенного внимания не только государственных и портовых властей, но и моряков, и судовладельцев.
Кто и чем производит контроль осадков балластных вод?
В процесс контроля осадков балластных вод вовлечены следующие лица:
- представители организаций, уполномоченных на проведение проверок государством флага судна;
- портовые власти;
- сотрудники судоходных компаний;
- судовые операторы из числа экипажа;
- специалисты учреждений, получивших лицензию на освидетельствование оборудования корабля с последующей выдачей сертификатов соответствия.
Тут надо отметить, что новый морской договор поднял требования к тщательности очистки жидкого балласта на новый уровень, но сами работы по снижению загрязнённости производились и ранее – разнообразными способами: физическими, механическими, химическими или путём биологического воздействия. В частности, при помощи специальных систем, таких как САЗРИУС или ODME ("Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом" или "Oil Discharge Monitoring Equipment"), а также Система очистки балластных вод HYDE GUARDIAN. Однако в настоящем гидрохимическое оборудование по контролю осадков балластных вод должно соответствовать стандарту D1 IMO, а с 08-09-2024 – D2, о чём мы уже упоминали выше.
После работы очистных систем, соответствующих стандарту ИМО D2, в водном балласте может оставаться лишь разрешённый минимум жизнеспособных организмов:
- Каждый кубический метр жидкого балласта должен содержать менее 10 жизнеспособных организмов размером больше или равных 50 микронам.
- Балластная вода должна содержать менее десяти жизнеспособных организмов размером менее пятидесяти микрон, но ± 10 микронам на миллилитр.
- Максимальные количества для следующих микробов таковы: холерный вибрион – менее одной колониеобразующей единицы (КОЕ) на 100 мл, кишечная палочка – < 250 КОЕ на 100 мл и энтерококки – менее 100 КОЕ на 100 мл.
Обязательной частью осуществления контроля осадков балластных вод по стандарту D2 является отбор проб жидкого балласта. Этот процесс может проводиться несколькими способами и требовать специального оборудования. Кроме того, специалист, берущий пробы, обязан носить средства индивидуальной защиты. После того как пробоотбор будет произведён, образцы доставляются в лабораторию, имеющую аккредитацию на соответствующие исследования.
Можно ли как-либо сократить или упростить этот процесс? Да! Например, при помощи переносной полевой лаборатории 10cells от bbe Moldaenke. Высокоточная, хорошо защищённая, мобильная исследовательская установка разработана, в первую очередь, для контроля балластных вод и осадков. Она эргономична за счёт малых размеров, лёгкого веса, удобной конструкции и наличия полноцветного экрана для отображения данных анализа и вывода результатов. Прецизионная точность и полное соответствие стандарту IMO D2 делают её лучшим портативным решением для срочных экспертных проверок жидкого балласта.
А что же с гидрохимическими зондами Aquaread? Ведь они эффективно измеряют многие из значимых параметров качества воды! Могут ли они найти своё применение для целей контроля осадков балластных вод?.. Несомненно. Ведь отобранные пробы жидкого балласта проходят два сопоставления: одно – на соответствие требованиям Конвенции BWM и второе – на сравнение с особенностями, характерными для экосистемы акватории порта, в который прибыл корабль. А как можно быстро и качественно произвести исследование прибрежных регионов?.. Конечно, при помощи портативных измерителей Aquaread.
Рекомендуем в первую очередь обратить внимание на зонды AP-7000 и AS-7000 – вершины линеек Aquaprobes и Aquasonde соответственно. Обоим приборам свойственна мультипараметричность, обеспечиваемая как большим количеством стандартных факторов мониторинга, так и значительным числом дополнительных датчиков. Подобная функциональная гибкость гарантирует пользователю возможность опционального конфигурирования устройств под себя – под свои индивидуальные рабочие нужды.
AP-7000 | AS-7000 |
Спектрофлуориметр 10cells вместе с многофункциональным зондом Aquaread – вот отличное решение оперативного контроля балластных вод и их осадков. Делайте отбор проб и их анализ одним прибором, а эталонные замеры для сравнения – другим. Если Ваша база данных не была наполнена заблаговременно, теперь это можно сделать спешно, без потери профессионального уровня качества.
Получите больше информации о контроле осадков балластных вод и приборах, подходящих для его осуществления, сделав запрос через форму сайта, кнопку вызова которой Вы видите выше (непосредственно над этим абзацем), или связавшись с нами другим способом: позвонив по телефону 8 (812) 454-0-666 или написав на электронную почту This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.. Будем рады помочь Вам в подборе оборудования советом и делом!